Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Методические рекомендации

«Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС»

Методические рекомендации составлены на основе материалов городской рабочей группы «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС» под руководством Гладковой Юлии Андреевны, канд. пед. наук.

В работе группы приняли участие старшие воспитатели, педагоги-психологи, воспитатели дошкольных образовательных организаций г. Москвы: М. Баратова, Ю. Беляева, Л. Воробьёва, Е. Горб, Г. Григорьева, В. Губанова, И. Гусева, М. Деева, О. Зубатова, Е. Зубова, Т. Иванова, И. Иванцова, Т. Качалова, Е. Колесова, О. Кондрухова, Т. Кострова, Е. Кузичева, М. Максимова, Л. Малкина, Т. Молодчая, Е. Мусаева, А. Никишина, О. Овчарова, О. Осмоловская, А. Петрова, О. Плеханова, Ж. Попкова, Н. Разина, А. Романова, Н. Солдатова, О. Степанова, Е. Тимофеева, Н. Титова, Н. Шипунова, О. Шумель и другие.

Данные рекомендации и приложения к ним могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций для разработки и реализации раздела основной образовательной программы дошкольного образования в части взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, а также для планирования и организации работы по обеспечению педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС ДО.

К каждому разделу методических рекомендаций даны практические приложения, схемы, системы планирования, сценарии, презентации.

Введение

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретённые в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, её народам, историческому и культурному наследию.

Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова).

Приложение 1 к данным рекомендациям – презентация, описывающая направления, формы и методы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, с практическими примерами.

1. Вопросы взаимодействия с семьей в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).

Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (раздел II, п. 2.11.2.).

Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьёй в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности (раздел III, п. 3.1.);

- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (раздел III, п. 3.2.1., пп. 8).

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребёнка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (раздел III, п. 3.2.5., пп. 5).

Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы (раздел III, п. 3.2.8., пп. 3).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющихся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников (раздел IV, п. 4.4.).

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации (Приложение 2).

Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьёй. 

2. Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй 

Под взаимодействием, в широком смысле этого термина, понимается процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определённой целью. Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны:  

1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка; 

2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями. 

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.  

Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются: 

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста. 

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника. 

Принцип 3. Открытость педагога к семье. 

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок. 

3. Основные направления взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с семьей 

3.1. Изучение семей воспитанников 

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка. 

Задачи: 

1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника. 

2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребёнка, выявление семей с особыми потребностями. 

3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребёнка. 

4. Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений. 

Формы работы: 

1. Письменные формы: 

- анкета «Будем знакомы»; 

- анкета «История моей семьи»; 

- опросник; 

- родительское сочинение; 

- «Неоконченные предложения» и другие. 

2. Устные формы: 

- интервью; 

- беседа; 

- синквейн и другие. 

3. Дистанционно-анонимные: 

- переписка по электронной почте; 

- форум; 

- «Почтовый ящик» и другие. 

4. Наблюдения: 

- ребёнка в разных видах деятельности; 

- семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность). 

5. Проективные игровые и рисуночные методики: 

- рисунок семьи; 

- рисунок несуществующего животного; 

- дерево; 

- четыре персонажа; 

- почта; 

- домики и другие. 

Описание указанных и других методов изучения семьи представлено в Приложении 3. 

3.2. Реклама дошкольной образовательной организации 

Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. 

Задачи: 

1. Повышение социального статуса дошкольного образования (формулировка ФГОС ДО). 

2. Повышение рейтинга дошкольной образовательной организации. 

3. Привлечение максимального числа детей дошкольного возраста в организацию. 

4. Повышение авторитета педагогов организации в глазах родительской общественности, других социальных институтов. 

5. Оптимизация оценки качества профессиональной деятельности педагогов, организации в целом. 

Формы работы: 

1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации. 

Страничка группы на сайте ОО: достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога. 

2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты. 

3. Открытые показы различных видов детской деятельности. 

4. Совместные детско-родительские мероприятия: 

- досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; 

- трудовые, благотворительные и другие акции. 

Приложение 4.

3.3. Информационное обеспечение

Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.

Задачи:

1. Всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитания.

2. Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей.

Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ:

- сайт образовательного учреждения;

- вебинар;

- Скайп (Skype);

- блог;

- социальная сеть;

- трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);

- электронная почта;

- Вайбер (Viber);

- WhatsApp.

Методические рекомендации по данному направлению работы представлены в Приложении 5

3.4. Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей 

Задачи: 

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами. 

2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста. 

Формы работы: 

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары. 

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации. 

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра. 

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции. 

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям: 

1) для массового контингента семей воспитанников; 

2) для дифференцированных групп семей: 

- семьи детей различных возрастных категорий; 

- семьи будущих первоклассников; 

- различные категории неблагополучных семей; 

- семьи детей с поведенческими проблемами; 

- семьи детей с особыми потребностями; 

- семьи одарённых детей; 

- семьи детей, не посещающих ДОУ. 

Приложение 6а. Система комплексного дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи. 

Приложение 6Б. Система психолого-педагогического сопровождения семьи по образовательным областям.

3.5. Методическая работа с педагогами

Успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы. Большая роль в подготовке педагогов по данному направлению принадлежит методической службе дошкольной образовательной организации.

Старшему воспитателю дошкольного учреждения необходимо так построить методическую работу, чтобы основой профессионального сознания воспитателя стала его внутренняя убеждённость в том, что, во-первых, семье принадлежит приоритетная роль в формировании личности ребёнка; во-вторых, каждая семья уникальна, поэтому необходим дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры. Это требует перестройки мотивационной сферы, профессионального мышления, коррекции поведения, причем не только в процессе воздействия извне, но и на основе самовоспитания, самообразования, педагогической рефлексии. Другими словами, необходим более высокий уровень профессионально-педагогической культуры, благодаря чему у педагога появится осознание необходимости деформирования и переформирования профессиональной деятельности на основе замены одних приёмов взаимодействия с родителями другими, овладения новой технологией общения с ними.

Задачи:

1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах семейного воспитания, взаимодействия с семьей.

2. Овладение навыками эффективного общения, обогащение коммуникативного опыта.

3. Расширение арсенала интерактивных форм взаимодействия педагога с семьей воспитанника, эффективных методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка.

 НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 

Направление

Содержание

Форма

1. Содержательное (теоретическое)

Основы семьи и семейного воспитания

Консультация

Лекция

Мультимедиапрезентация

2. Личностно-психологическое

Психологическая, эмоциональная подготовка педагога

Тренинг

Психологическое упражнение

Мозговой штурм

Деловая игра

Практические упражнения

3. Коммуникативное

Овладение навыками эффективной коммуникации, приёмами эффективного социального взаимодействия

4. Методическое

Формы, методы и приемы эффективного взаимодействия педагога с семьей

Семинар

Круглый стол

Мозговой штурм

Апробация форм работы

ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ДОО

 Центральное место в разделе теоретической подготовки педагогов должны занять знания аксиологического характера: ценность семьи, её эмоциональных и нравственных основ, родительства, ребёнка, воспитания, семейных традиций. При этом важно акцентировать внимание на тех нравственных ключевых принципах семейного взаимодействия, от которых зависит эмоциональное самочувствие всех членов семьи, особенно ребёнка (любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, уважение к прародителям). 

Воспитатель должен иметь представления о психолого-педагогических основах функционирования современной семьи, особенностях воспитательной ситуации и родительско-детских отношений в зависимости от совокупности факторов (культура общая и психолого-педагогическая, тип и структура семьи, материальное положение и организация быта и т. д.). Неосведомлённость педагогов в таких вопросах создаёт основные проблемы во взаимодействии с семьёй. Незнание специфики семейного воспитания ведёт к тому, что воспитатель механически переносит содержание и методы воздействия на ребёнка в детском саду на семейные условия. 

Семейное воспитание приоритетно в силу биологической и эмоционально-психологической зависимости ребёнка от родителей, тогда как общественное воспитание оказывает социализирующее воздействие на ребёнка как равноправного члена группы сверстников. Исходя из таких различий, очевидно, что педагог и родитель по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребёнка, а это несовпадение взглядов может осложнить налаживание взаимодействия. Однако в указанных различиях лежит и основной смысл сотрудничества, направленного на осознание единой цели воспитания и обучения ребёнка и основанного на взаимодополнении. 

Развитие педагогической рефлексии у воспитателей способствует преодолению стереотипов и установок, являющихся одной из причин непонимания необходимости дифференцированной работы с семьями. Поэтому в процессе работы с воспитателями важно обучать их самоанализу своей деятельности, обращая их внимание на самоопределение причин, тормозящих эффективное взаимодействие с родителями, на сложившиеся стереотипы, установки и те личностные особенности, которые снижают влияние (а иногда сводят на нет) на формирование психолого-педагогической культуры родителей. 

Действенным здесь является приём обмена опытом, мнениями между педагогами по вопросам общения с родителями, привлечения их к воспитательно-образовательному процессу, оформлению наглядной информации, тематике и содержания бесед, родительских собраний. Воспитатели могут рассказать о своих трудностях, путях их преодоления. 

Помимо теоретической и мотивационно-коммуникативной подготовки, необходима работа практической направленности. Чтобы развить у педагогов определённые навыки реализации технологии дифференцированного взаимодействия с родителями с учётом особенностей семьи, старшим воспитателям необходимо использовать такие формы работы, как деловые игры, тренинги, выполнение проектов, творческих заданий. 

В тренингах и играх воспитатели имеют возможность воспроизводить жизненные ситуации, требующие действий, которые связаны с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. Причём игры нужно строить так, чтобы педагоги, взяв на себя роль, учились культуре общения, соблюдению уважительного отношения к личности собеседника. В игровой форме педагоги могут упражняться в применении «Я-сообщения», учиться отказываться от форм конфликтной субкультуры, выражать интерес к мнению собеседника, жестами, репликами, мимикой, поощряя его к высказываниям. Игры также имеют высокую степень информативности, так как позволяют на примере знакомить воспитателей со многими тонкостями внутрисемейных отношений. 

В работу с воспитателями необходимо включать также деловые игры, практические упражнения и тренинги, направленные на повышение уровня коммуникативной культуры, культуры педагогического общения как важнейшей характеристики профессионально-педагогической культуры.

Показателями эффективности работы методической службы с воспитателями являются: умение педагогов проектировать и осуществлять разные формы психолого-педагогического просвещения (беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, родительские собрания, совместная деятельность родителей, детей, педагогов); умение грамотно в теоретическом и методическом отношении готовить наглядные материалы (стенды, тематические буклеты, листовки, афиши, извещающие о предстоящих мероприятиях). Кроме того, хорошо подготовленному воспитателю легко удается стимулировать активность родителей, поддерживать их инициативы, мотивировать для участия в совместной работе, строить взаимодействие в соответствии с принципами углублённости и избирательности. 

4. Раздел «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей» в основной образовательной программе дошкольного образования

Основываясь на изложенных выше методических рекомендациях, в основную образовательную программу дошкольного образования должны быть включены следующие аспекты по направлению «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей»:

1. Цель и задачи.

2. Основные принципы работы.

3. Требования к условиям организации работы.

4. Требования к педагогическому составу ДОО.

5. Основные направления работы:

5.1. методическая работа с педагогами;

5.2. изучение семьи;

5.3. реклама;

5.4. информационное обеспечение;

5.5. педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетентности:

– работа с массовым контингентом;

– работа с дифференцированными группами.

6. Система мониторинга эффективности работы.

7. Приложение: диагностические методики, планирование и т. д.

ГЛОССАРИЙ

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Вариативность среды – наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Взаимодействие между физическими и юридическими лицами – партнёрство отдельных государственных структур, семей, бизнеса, ин­ститутов гражданского общества, направленное на обеспечение качественного образо­вания.

Взрослые – родители (законные представители), педагогиче­ские и иные работники образовательной организации.    

Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года), ран­ний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет).

Возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Государственные гарантии уровня и качества образования – единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.

Группа – основная структурная единица, создаваемая в Органи­зациях или вне их с целью освоения детьми образовательной про­граммы. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирую­щую, оздоровительную или комбинированную направленность. Также могут создаваться группы детей раннего возраста, обеспе­чивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанни­ков в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и ухо­ду без реализации образовательной программы, обеспечивающие комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гиги­ены и режима дня; семейные дошкольные группы.

Двигательная форма активности ребёнка – овладение основными движениями.

Доступность среды – доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Дошкольное детство – гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обу­чения, исключающих возможность дискриминации в сфере обра­зования.

Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющий­ся у ребёнка в совместной деятельности с взрослым и более опыт­ными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивиду­альной деятельности.

Игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.

Изобразительная форма активности ребёнка – рисование, лепка, аппликация.

Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и т.д.), которые обеспечивают образование детей.

Коммуникативная деятельность – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах дея­тельности и/или культурных практиках.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование – 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Материально-техническое обеспечение программы – учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Механизмы развития ребёнка – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.

Музыкальная форма активности ребёнка – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательные программы – программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования – документы государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на достижение определенных государством образовательных уровней.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Основные характеристики дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Познавательное развитие предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно-исследовательская деятельность – исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Полифункциональность материалов – разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования – это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Психологическая диагностика развития детей – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Развивающая образовательная среда – система условий социализации и индивидуализации детей.

Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период – есть период подготовки к следующему периоду.

Социально-коммуникативное развитие направлено: на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Трансформируемость пространства – изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Федеральный государственный образовательный стандарт– совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Приложения:

Приложение № 1. Ю. Гладкова. Педагогическая поддержка семьи. - https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9b0VtZ0NaNlhnYjg/view?usp=sharing

Приложение № 2. Нормативно-правовая база. - https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9aDBXaGNaaUtOQzg/view?usp=sharing

Приложение № 3. Методы и формы изучения семьи. - https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9aTY5eG5oSnloajA/view?usp=sharing

Приложение № 4. Пример рекламного буклета. - https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9bmlaZDE2U0RMNU0/view?usp=sharing

Приложение № 5. Информационная поддержка семьи. - https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9RHd1WGk3MDhYREU/view?usp=sharing

Приложение № 6а. Комплексная система. - https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9S1VkX0ZEMEN1SGc/view?usp=sharing

Приложение № 6Б. Система сопровождения семьи. - https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9YXY2N3FocWdmM2c/view?usp=sharing

Изучение семьи

Анкета «Воспитательный образ семьи»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9SzhJeDNHX1VLb2s/view?usp=sharing

Анкета «Изучение семьи»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9OExtTzhjc2RPS2s/view?usp=sharing

Анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребёнка: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9UGJsWVJ1QWE3cDQ/view?usp=sharing

Анкета «Первичный приём психолога»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9MWZrTGVSNVJ3V2M/view?usp=sharing

Анкета «Ранний возраст»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9M0xhaWFCQjI0a2M/view?usp=sharing

Анкета «Семья в современных условиях»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9NWU5QkJtOUJROGs/view?usp=sharing

Анкета «Семья и ребёнок»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9QmtqLTJHTlJwbTQ/view?usp=sharing

Анкета-знакомство 1: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9Q1BxX1JYanR5TDQ/view?usp=sharing

Комплект методик для диагностики семьи: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9MXh6Q1k4YkVWdVk/view?usp=sharing

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин): https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9bWsxSWI3RkhYbDg/view?usp=sharing

Игровая проективная методика «Почта»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9cnN5VVZwX1ZPSUE/view?usp=sharing

Методика измерения родительских установок и реакций: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9azJONVlkd0NtQk0/view?usp=sharing

Методика неоконченных предложений: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9Z0VNVWxTakt4eGc/view?usp=sharing

Методика «Ребёнок глазами родителей»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9UGdpeTdiQmpMdkk/view?usp=sharing

Рисуночная методика «4 персонажа»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9clhzYWxYNUFIZW8/view?usp=sharing

Методика «Три дерева»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9YTJZa05Bc01LYzA/view?usp=sharing

Методики изучения семьи: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9UkJHMWgySndSM1E/view?usp=sharing

Методы выявления одарённости: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9azhvblBvNlpmR0E/view?usp=sharing 

Опросник Басса – Дарки: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9ZFBzTlY0MVFpd28/view?usp=sharing

Родительское сочинение: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9eUM1ejBvLWV0alk/view?usp=sharing

Методика «Семейная социограмма» (М.А. Эйдемиллер): https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9TlhLTDl6X1pWVXM/view?usp=sharing

Социальный паспорт семей: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9TlRBRllNMWZaSlE/view?usp=sharing

Социальный портрет 1: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9MEl0VUhqTWl2YmM/view?usp=sharing

Социологический анализ семей воспитанников: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9MnhrRjYyQ003Tms/view?usp=sharing

Тест для бабушек и дедушек: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9UVBxNlE3ZkNFcms/view?usp=sharing

 Цветовая диагностика эмоций: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9MjUxVDdRa0RTVEk/view?usp=sharing 

Семья. Практические материалы

Буклеты для родителей: 

«Если ребёнок говорит неправду»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9RXN0dV9RSzBFb0k/view?usp=sharing

«Заповеди для родителей»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9ZGd2ZmhJaXBLUzQ/view?usp=sharing

«Игра и игрушка»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9eDA3UGhOd2Z1em8/view?usp=sharing

«Играем вместе»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9UVEwS1BqYTVRa0U/view?usp=sharing

 «Как не надо кормить ребёнка»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9UVEwS1BqYTVRa0U/view?usp=sharing

 «Кризис 3 лет»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9RXNBQTJldHM4Rm8/view?usp=sharing

 «Развитие мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9S1lxY0lvajhWVnM/view?usp=sharing

Работа с педагогами: 

Модель взаимодействия с семьёй: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9eWtzZG9JTWFTSlk/view?usp=sharing

Оценка уровня работы с семьёй: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9SzVhZzdDSi1YcG8/view?usp=sharing

Педагогическое самообследование педагога: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9QkJoY2RyUlRqLUU/view?usp=sharing

Принципы партнерства ДОУ и семьи: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9OEdZZjZFQ3ZvRmM/view?usp=sharing

Психологические типы родителей: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9RURnajRMUGpUVkE/view?usp=sharing

Самоанализ воспитателя по работе с семьёй: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9c1JnQXB3ZVhLTVE/view?usp=sharing

Семинар для педагогов о детях с ОВЗ: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9ckdLa3Ixa29uR0E/view?usp=sharing

Семинар для педагогов по стрессоустойчивости: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9SXFsNk9xRlRwUlE/view?usp=sharing

Семинар «Работа с семьёй ребёнка с ОВЗ»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9R2dNTS1memhUOVk/view?usp=sharing

Семинар «Развитие стрессоустойчивости педагога»: https://drive.google.com/file/d/0BwNZD6JWhHW9UVhYbU91aVdGOUU/view?usp=sharing

Таблица «План работы с родителями»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9S0tVYXBBa21EVWc/view?usp=sharing

Тактика поведения в случае агрессии: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9c2NyeHVmeV9kZE0/view?usp=sharing

Технология построения беседы с родителями: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9Q2JNRzB0U1IzUGc/view?usp=sharing

Тренинг «Агрессия»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9ak0zTE53T1ZEaW8/view?usp=sharing

Тренинг «Конфликты»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9WFJ0UlE4ZGtPX00/view?usp=sharing

Экспресс-тест для педагога по работе с семьёй: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9RFlhdi1lV0dyQTA/view?usp=sharing

Работа с родителями:

Интерактивная газета «Узнай своего ребёнка»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9Y0ZNMkZNUzRieWc/view?usp=sharing

Информационная поддержка семьи: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9eGlIMFpJQzhZd28/view?usp=sharing

Примерный план работы с семьёй одарённого ребёнка: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9MzJCb1V6cEQ3Zlk/view?usp=sharing

Проект «Клуб любителей сказки»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9aFZJeWg2RkR6ZzQ/view?usp=sharing

Психолого-педагогическое сопровождение семьи одарённого ребёнка: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9OFU4c0VYQWplYm8/view?usp=sharing

Семейный спортивный клуб: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9dTh1VEthRUFDcFU/view?usp=sharing

Сценарий «Литературный салон»: https://drive.google.com/a/mosmetod.ru/file/d/0BwNZD6JWhHW9VlBoN25uNUI4NkE/view?usp=sharing

 

pdf для скачивания 

doc для скачивания

Скачать



X

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи

Конкурсы для укрепления семьи