К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов

У этого термина существуют и другие значения, см. .

Кукла-солдат, Берлин, начало XX века Пижо и Пенда — болгарский символ

Ку́кла — предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из , , , , и других материалов.

Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «» : «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».

Содержание

Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным.

Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию .

В старинных народных игрищах или религиозных обрядах : «» в , соломенное на , «» на или неделях.

Древнеславянские куклы были . Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр.

На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами.

В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов.

Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.

С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных , и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актерами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.

Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как . Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью . Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют .

Джордж Лемнен. Девочка с куклой, 1904

Кукла — игрушка обычно изображает или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Куклы как детские возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили , дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась и настоящей драгоценностью. С появлением кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.

После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны , и её свита. Существуют целые кукольные народы, например (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.

Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как : куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в или магазинах.

Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы издают забавный звук, если им поворачивать голову. В , и в латиноамериканских странах во время продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и ) и одетых в карнавальные костюмы.

театра «Бродячий вертеп», 2008

В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и : , , Карагёз и другие.

Гигантские куклы, как доспехи надетые на , давно использовались в балаганных и бродячих , а во второй половине XX века появились в , а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, (см. мультфильм «»).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «» Карло Коллоди и А.Толстого. Также можно вспомнить знаменитого «», который не только является героем сказки и балета , но повлиял на творчество многих писателей и художников. Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов ещё двух классических балетов: французского балета «» (1870) и австрийского одноактного балета «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

Оживлённые с помощью магии созданные в XIX веке и вновь в очередной раз ожившие в наше время куклы являются главными персонажами японской манги и созданных на её основе аниме «».

В волшебных фольклорных кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю (например, кукла в сказке ). Возможно, в этом отразились древние обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль или .

Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (см. ): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.

Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы и куклы из фоамирана) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).

В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

  1. , с. 60.
  2. .
  3. , с. 10.
  • Берстенёва Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. — М.: «», 2013. — (Моя первая книга). — .
  • «Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия». Издательство: Дизайн Хаус, 2009 г., 296 стр. .
  • Горалик Л. // Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. — М.: НЛО, 2005
  • Емялёва Г.  (белор.) // Фальклор і сучасная культура : матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. — Мн.: Выд. цэнтр , 2011. — С. 60–61. — .
  • Игрушка. Ея исторія и значеніе. Сборник статей подъ редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1912—С.85-139.
  • Каджая Н.  // Фальклор і сучасная культура : матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. — Мн.: Выд. цэнтр , 2011. — С. 9–11. — .
  • Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: «Паритет», 2012. — 240 с. — .
  • Лотман Ю. М. // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллин, 1992, с. 377—380
  • . / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Индрик, 2011. — 352 с. — 800 экз.
  • Христова Г.П., Ревнева С.Н.  // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7-21.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0


X

К новому году сборник мультфильмов фото
К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов

К новому году сборник мультфильмов